ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЕСПЧ постановил, что Италия оправдала попытку конфисковать 2000-летнюю скульптуру из Калифорнийского музея

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил право Италии на восстановление тысячелетней бронзовой скульптуры из музея Малибу (музей Гетти) в четверг в деле, которое взвесило важность культурного наследия нации по сравнению с основными правами собственности.

Скульптура «Победоносная молодежь» датируется 300-100 годами до н.э. Хотя его создатель не был идентифицирован, в целом оно приписывается Лисиппу, плодовитому художнику, известному своими реалистичными изображениями мужской формы. Победоносная молодежь изображает молодого человека в оливковом венке на голове.

Согласно судебным документам, итальянские рыбаки обнаружили скульптуру в Адриатическом море в 1964 году. Она перешел из рук в руки по крайней мере дважды через частные продажи в первый год после своего открытия, а затем исчезла на несколько лет, в конечном итоге вновь появившись в Мюнхене.

Итальянское правительство неоднократно добивалось возвращения скульптуры. Еще в 1970 году, несмотря на то, что она оставалась отсутствующей, итальянские власти обвинили первоначальных покупателей в получении и обработке украденных товаров, утверждая, что скульптура была археологическим объектом, принадлежащим государству. Эти обвинения были расформированы из-за сочетания первоначальных покупателей очевидного отсутствия знаний о том, что скульптура была государственной собственностью, а также из-за спора о том, была ли скульптура получена в итальянских или тогдашних югославских/ныне хорватских водах.

В 1973 году итальянские власти обнаружили, что скульптура вновь всплыла в доме Хайнца Герцера, мюнхенского арт-дилера, и стремились к ее возвращению. Немецкие власти выдвинули обвинения против арт-дилера, но они тоже в конечном итоге потерпели неудачу из-за отсутствия доказательств, что привело к тому, что итальянское правительство отказаться от своего расследования. 

В 1976 году американский нефтяной магнат и коллекционер древностей Жан-Поль Гетти выразил заинтересованность в приобретении скульптуры для своего тогдашнего нового музея, но опоздал в возможности споров о титуле, учитывая ее сомнительное происхождение. Гетти умер во время переговоров, и Музейный фонд Пола Гетти купил скульптуру вскоре после этого в 1977 году.

Скульптура прибыла в США в том же году, что вызвало еще одно расследование со стороны итальянских властей. Для расследования был подключен Интерпол, но в 1978 году Италия снова отказалась от своего преследования, придя к выводу, что конфискация у США не может произойти из-за отсутствия доказательств и взыскания по соответствующим срокам давности.

В течение следующих десятилетий итальянские власти предприняли ряд юридических, дипломатических и административных усилий по восстановлению скульптуры, но безрезультатно.

Затем в 2006 году итальянские власти снова приступили к действиям. Еще в 1976 году, когда Гетти впервые приехал, чтобы приобрести бронзу, он первоначально рассматривал возможность сделать это совместно с Томасом Ховингом из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Ховинг отказался от сделки, и 30 лет спустя обнародовал заявления о том, что, в то время как Гетти держал письменное разрешение на продажу от итальянских властей, Траст в конечном итоге решил купить скульптуру без этого.

Это привело к затяжной серии новых судебных разбирательств в Италии, что в конечном итоге привело Кассационный суд к выводу, что статуя был частью итальянского наследия, независимо от ее точного местоположения, когда она была найдена лодкой под итальянским флагом, дополненной историческим анализом греческой цивилизации на ныне итальянской территории. Соответственно, итальянские суды пришли к выводу, что бронза действительно принадлежала к культурному наследию Италии и, таким образом, была национальной собственностью.

В июле 2019 года итальянские прокуроры попросили власти США оказать помощь в его конфискации. Судебный процесс остается нерешенным в настоящее время, согласно судебным документам.

В 2021 году Getty Trust подал заявление в ЕСПЧ с просьбой отклонить требование Италии о законом праве собственности по различным основаниям, в том числе:

Заявители жалуются в соответствии со статьей 1 Протокола No 1 [Европейской конвенции о правах человека] на то, что конфискация статуи была основана на неточных и непредсказуемых правовых рамках; не преследовали законной цели, так как бронза была найдена в международных водах и, таким образом, не составляла часть культурного и художественного наследия Италии; и представляла собой непропорциональное вмешательство в их имущественные права, особенно с учетом задержек со стороны государства и отсутствия какой-либо компенсации.

В решении в четверг ЕСПЧ единогласно постановил, что постановление о конфискации не нарушает конвенцию, подчеркнув, что сохранение культурного наследия является законным интересом в соответствии с Конвенцией и международным правом, особенно в борьбе с незаконным экспортом и обеспечении доступа общественности к искусству.

Суд определил, что Траст был «по крайней мере, небрежным, если не недобросовестным» при покупке скульптуры, учитывая оговорки о титуле Гетти, и определил:

Правовая основа оспариваемой меры была достаточно ясной, предсказуемой и совместимой с верховенством права, и поэтому она соответствовала принципу законности по смыслу статьи 1 Протокола No. 1.

Рубрики: Новости международного права

Обсуждение закрыто.

Карта сайта:

Контакты

© 2022 - Юридическая компания - Разработка WebSymmetry