ЗАДАТЬ ВОПРОС

Нобелевская премия мира. Проблема определения кандидатов. 

«Что такое мир для ТЕБЯ?» Как посредник в семинарах по воспитанию в духе мира, это деятельность, которую я постоянно занимаюсь со всеми типами участников. Ответы всегда так увлекательны и разнообразны, от отсутствия вооруженных конфликтов до идеального общества, в котором каждый получает выгоду от полноценного благополучия. Все это может быть миром, потому что мир на самом деле является зонтиком для многих взаимосвязанных концепций и имеет различные определения.

Йохан Галтунг, известный исследователь мира, классифицирует мир как позитивный и отрицательный. Он определяет негативный мир как отсутствие войны и насилия и позитивный мир как более прочный мир, основанный на устойчивых инвестициях в экономическое развитие и институты, а также на общественных отношениях, способствующих миру. Галтунг считает, что позитивный мир имеет два основных компонента: равенство (сотрудничество во взаимной и равной выгоде) и гармония. Вдохновленные этим, многие другие, включая Институт экономики и мира (IEP), имеют аналогичный подход. Для IEP негативный мир — это отсутствие насилия или страх перед насилием, а позитивный мир — это отношения, институты и структуры, которые создают и поддерживают мирные общества. Таким образом, мир на самом деле является концепцией, которую можно интерпретировать по-разному. Тем не менее, это все еще мир, а не права человека.

Исследования мира — это междисциплинарная академическая область социальных наук, которая родилась после Второй мировой войны. Он состоит из таких областей, как право, социология, психология, антропология, политические вопросы и международные отношения. Исследования в области мира были попыткой установить мир в раздираемом войной мире путем изучения войн и предотвращения их, но вскоре оно превратилось в нечто большее, чем отсутствие войны. Сегодня он включает в себя (но не ограничивается) насилие, его корни и предотвращение насилия; предотвращение конфликтов, разрешение конфликтов и трансформацию конфликтов; воспитание мира, миростроительство и поддержание мира. Фактически, в мирных исследованиях конфликты не обязательно нежелательны, и каждый из этих терминов сосредоточен на конфликтах с одной конкретной точки зрения. Неприемлемо насилие во всех его формах.

Нобелевская премия мира. Альфред Нобель был шведским ученым и бизнесменом, и, как бы трудно это ни было представить, он был вовлечен в индустрию военных материалов, особенно в последнее десятилетие своей жизни. У него было две теории, чтобы оправдать его участие: 1) ученый или бизнесмен не несет ответственности за то, как используются его изобретения или продукты, и 2) человечество может отменить войны, изобретая оружие, настолько мощное, что его использование уничтожило бы человечество (основная теория сдерживания). (Нобель не пережил двадцатый век, чтобы понять, насколько неправильной была эта теория.) Однако в то же время он встретил Берту фон Сутнер, активистку за мир и автора, чья книга Lay Down Your Arms очень хорошо известна. Через нее он также внес свой вклад в дело мира в течение своей жизни и учредил Нобелевскую премию мира в качестве своего наследия.

В своем завещании Альфред Нобель заявил, что Нобелевская премия мира должна быть присуждена «человеку, который сделал больше всего или лучше для продвижения общения между нациями, отмены или сокращения постоянных армий, а также создания и продвижения мирных конгрессов». Его слова ясны. Лауреатом этой премии должен стать тот, кто работал над демилитаризацией мира, тот, кто ценит разоружение и отмену войн. Нобель был производителем оружия, но он также надеялся на конец войн и надеялся, что «возможно, мои заводы положат конец войне раньше, чем ваши конгрессы». И только тогда, когда мы успешно достигнем этой цели во всем мире, то есть, когда мы отменим войны и милитаризацию, нам будет разрешено отойти от его указаний.

Хотя количественная оценка жизни и страданий человечества не является моим любимым подходом, полезно показать статус милитаризма в мире. Здесь я бы просто продемонстрировал одну часть экономического аспекта милитаризма, хотя можно сказать гораздо больше. По данным IEP, экономическое воздействие насилия на мировую экономику в 2021 году составило 16,5 триллионов долларов. Милитаризм имеет наибольшую долю этих расходов. Экономические последствия вооруженных конфликтов увеличились в 2021 году, а военные расходы удвоились с 1980 года и составили почти 2 триллиона долларов. Глобальный индекс мира IEP показывает, что миротворчество во всем мире ухудшилось, и рост продолжающихся конфликтов является одним из основных факторов, способствующих этому. Смертность от внешних конфликтов также увеличилась в 2022 году. Число насильственно перемещенных лиц в мире также увеличилось за последнее десятилетие.

С другой стороны, расходы на миростроительство и поддержание мира в мире в 2021 году составили 41,8 миллиарда долларов, что составляет всего 0,5% военных расходов. В то время, когда мы потратили триллионы долларов на войны и конфликты, мы явно еще не достигли видения Нобеля, и, ища кандидата на Нобелевскую премию мира, мы должны сосредоточиться на тех, кто работал над сокращением этих расходов и затрат.

Права человека — это просто то, на что каждый человек имеет право, просто будучи человеком. В первой строке Всеобщей декларации прав человека говорится: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего ему, и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всем мире». Статья 1 резолюции 71/189 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН), озаглавленной «Декларация о праве на мир», гласит: «Каждый человек имеет право на мир таким образом, чтобы все права человека поощрялись и защищались, а развитие было полностью реализовано». Следовательно, в международном правовом сообществе мир и права человека пересекаются и на самом деле находятся в усиливающей петле и имеют причинно-следственную связь, но это не одно и то же.

Хотя в декларации Генеральной Ассамблеи ООН о праве на мир обсуждается взаимосвязь между миром и другими темами, такими как развитие, образование, недискриминация и культура мира, она по-прежнему в первую очередь определяет мир как отсутствие войны и конфликта. Поэтому даже оценка мира с точки зрения прав человека и с учетом международных документов Нобелевская премия мира для тех, кто работал над отменой войн, все еще более актуальна для содействия миру.

Наличие правозащитников в качестве Нобелевской премии мира Лауратеса — не единственная критика для Комитета Нобелевской премии мира. Иногда игнорируются не только люди, работающие на меньшее количество войн, но и люди, продвигающие или совершающие войны и связанные с ними преступления, объявлялись победителями. (Например, Барак Обама.) Некоторые победители совершили преступления, решительно нарушающие мир после получения премии, и поскольку процесса вывода средств не происходит, они по-прежнему считаются лауреатами. (Например, Аунг Сан Су Чжи.) Кроме того, группы или люди, которые могут выдвигать кандидатов на премию, не являются инклюзивными, и для большинства участников гражданского общества нет места. Кроме того, из 103 Нобелевских премий мира и 140 лауреатов только 18 были женщинами.

Но что еще более важно, в отличие от других Нобелевских премий, лауреат премии мира выбирается не экспертами в этой области, а комитетом из пяти человек, назначенным стортингом (норвежским парламентом), называемым Норвежским Нобелевским комитетом, что отражает относительные сильные стороны политических партий в стортинге. Таким образом, вместо ученых и активистов в мире члены парламента выбирают победителя. Это вызвало многочисленные проблемы при определении тех, кто заслуживает премии, и политизировало Нобелевскую премию мира, чтобы убедиться, что определенные идеи, политика или государства удовлетворяются или продвигаются вместо мира.

Давайте вспомним, что эта статья является не посягательством на права человека и их важность, а для того, чтобы подчеркнуть, что такое мир и кто заслуживает Нобелевской премии мира. Мир и права человека взаимосвязаны, но не одинаковы. Мир уже давно омрачен такими понятиями, как права человека или безопасность. Это не всегда было в пользу содействия миру, а в пользу определенной политики или политиков. Поэтому я твердо верю в восстановление мира миротворцами и противостояние отклонений.

Если мы начнем искать активистов за мир, которые фактически содействуют миру, немилитаризации, ненасилию и мирным средствам урегулирования конфликтов, мы столкнемся с обилием кандидатов на Нобелевскую премию мира. От тех, кто работает в местных общинах, кто работает в глобальном масштабе, существует бесчисленное множество людей и организаций, работающих над миром, разоружением и сокращением войн. (Есть уже хорошие примеры лауреатов Нобелевской премии мира, таких как Организация по запрещению химического оружия или Международная кампания по ликвидации ядерного оружия.) Проблема не в том, что у нас недостаточно квалифицированных активистов за мир, а в том, что те, кто отвечает за его признание, намеренно или непреднамеренно игнорируют их всех. Тогда вопрос, который мы должны задать Норвежскому Нобелевскому комитету, ПОЧЕМУ?

Рубрики: Статьи

Обсуждение закрыто.

Карта сайта:

Контакты

© 2022 - Юридическая компания - Разработка WebSymmetry