ЗАДАТЬ ВОПРОС

Переосмысление роли МУС в отправлении правосудия. 

4 июля 2023 года, г-н Карим Хан, Обвинитель МУС, представил свой тридцать седьмой доклад Совету Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) в соответствии с резолюцией 1593 (2005). Обращаясь к Совету Безопасности ООН девять дней спустя, 13 июля 2023 года, г-н Хан подчеркнул настоятельную необходимость правосудия в истерзанном войной Судане, предупредив, что история повторяется. Он призвал СБ ООН принять меры, заявив, что мы находимся не на грани катастрофы в области прав человека, а скорее в разгаре такой.

Прокурор МУС изложил планы по расследованию предполагаемых нарушений международного права, вызванных продолжающимся конфликтом между Суданскими вооруженными силами (СВС) и Силами быстрой поддержки (RSF). Он подчеркнул тщательный мониторинг судом сообщений о внесудебных казнях, разрушении домов и рынков и грабежах в Западном Дарфуре. Кроме того, он раскрыл планы в скором направлении следственной группы в соседние страны для сбора доказательств от тех, кто был перемещен в результате насилия. Канцелярия Обвинителя также начала общественную кампанию по накоплению информации о предполагаемых преступлениях, совершенных в Дарфуре.

Хотя историческое обращение прокурора к СБ ООН своевременно и имеет огромный вес, его выводы, вероятно, вызовут споры, ставя под сомнение достоверность, эффективность и общее влияние МУС, особенно в контексте Судана. Роль МУС в Африке, и особенно в Судане, столкнулась с неудачами в отправлении правосудия. Несмотря на серьезные проблемы, МУС должен изменить свои стратегии для обеспечения справедливости, особенно в условиях продолжающегося конфликта, такого как Судан. Растет насилие в Дарфуре имеет смущающее сходство с военными преступлениями и преступлениями против человечности, свидетелями которых стали с 2003 года. Что особенно беспокоит, так это то, что даже лица, отчаянно ищущие безопасности, не избавляются от этих зверств.

14 июня 2023 года Хамис Абакар, губернатор Западного Дарфура, был захвачен и жестоко убит RSF, который поддерживается арабскими боевиками ополченцами. Этот ужасный инцидент произошел вскоре после того, как губернатор Абакар публично обвинил RSF в совершении геноцида в Эль-Генейне. Удивительно, но RSF и связанные с ним ополченцы развязали ярость по городу, оставив след опустошения и число погибших, превысив 1000 человек, в основном затрагивая неарабскую массалитскую общину. Многочисленные сообщения указывают на предполагаемое совершение RSF военных преступлений в Дарфуре. Управление Верховного комиссара по правам человека опубликовало отчет с изложением утверждений о том, что RSF и его союзные ополченцы в Западном Дарфуре убили 87 этнических масалит. Потенциальные расследования МУС могут привести к обвинениям против генерала Мохамеда Хамдана Дагало (Хемедти), командующего RSF; его брата Абдула Рахима Хамдана Дагало, заместителя командующего RSF; и тех, кто действовал под их командованием или приказами за преступления против человечности и военные преступления, совершенные в Дарфуре с момента начала конфликта 15 апреля 2023 года.

Однако любые потенциальные обвинения против командиров RSF могут поставить под угрозу шансы на достижение политического урегулирования продолжающегося конфликта в Судане. МУС может столкнуться с трудной дилеммой: как отдавать приоритет справедливости над миром, учитывая уроки, извлеченные из Дарфура, где дебаты о мире и справедливости препятствуют отправлению правосудия. Стремление к правосудию в Дарфуре претерпело значительные задержки, и, к тревоге, RSF, ранее известная как ополчение «Джанджавид», продолжает совершать дальнейшие зверства и преступления в регионе и других частях Судана. Это представляет собой настоятельные обязательства не только для МУС, но и для международного сообщества противостоять этим тяжким преступлениям и привлекать к ответственности препараторов. Крайне важно признать, что правосудие служит необходимой предпосылкой для устойчивого мира.

Судан, возможно, является четкой иллюстрацией недостатков МУС. Вмешательство МУС рассматривалось как угроза национальному суверенитету, катализатор конфликта в Судане и ущерб усилиям по миростроительству. Под видом региональной стабильности и мира несколько государств Африканского союза и Лиги арабских государств, некоторые из которых подписали МУС, ранее воздерживались от сотрудничества с судом. Провал МУС в Судане действительно можно объяснить чрезмерной зависимостью от сотрудничества государств. Суд не имеет собственных механизмов правоприменения, полагаясь на штаты для ареста и передачи подозреваемых. Это приоритизация мира над правосудием фактически ограждала президента Омара аль-Башира от судебного преследования в прошлом и препятствовала правосудию даже во время недолгого перехода, когда аль-Башир был отстранен от власти в апреле 2019 года. Другим решающим фактором является восприятие неоколониализма, связанного с вмешательством МУС в африканских странах. Непропорциональное внимание МУС к Африке привело к обвинениям в антиафриканской предвзятости, что значительно ослабило ее легитимность и способность влиять на национальных субъектов. Некоторые утверждают, что МУС «очень появился как Европейский суд для Африки, а некоторые сказали бы, что на самом деле это Европейский залив Гуантанамо для Африки».

Несмотря на все проблемы, с которыми МУС сталкивался в прошлом, мы не можем позволить себе повторить историю в Судане. RSF по сути является продолжением ополчения «Джанджавид», которое первоначально было мобилизовано и завербовано в начале 2000-х годов суданским правительством под командованием аль-Башира. Аль-Башир использовал этих ополченцев, известных как «Джанджавид» или «дьяволы на лошадях», чтобы подавить восстание в Дарфуре Освободительной армии Судана (ОАС) и Движения за справедливость и равенство (ДСР). Режим Аль-Башира вооружил и поддерживал формирование, позволяя им жестоко напасть на местные неарабские этнические группы. Опирание Аль-Башира на «Джанджавид» последовало схеме, установленной в 1990-х годах, когда он использовал ополченцев для ведения боевых действия в Южном Судане, Кордофане и Нубийских горах. В 1990-х годах племенные ополченцы (Фурсан) также были наняты для подавления мятежа Дауд Болад в Дарфуре.

«Джанджавид» получили известность за свои неизбирательные нападения на гражданских лиц, используя такие тактики, как массовые казни, изнасилования, сексуальное насилие, грабежи и сожжение целых деревень. К 2004 году конфликт переместил миллионы людей, что привело к одному из самых серьезных гуманитарных кризисов в мире. К сожалению, подобные зверства происходят не только в Дарфуре, но и в разных частях Судана, включая столицу Хартум. Имя Хемедти ранее было связано, в частности, с МУС в связи с публично отредактированной версией заявления прокурора в соответствии со статьей 58 Римского статуи от 14 июля 2008 года.

МУС должен поставить справедливость на передний план своих приоритетов. Таким образом, он может сдержать будущие военные преступления, установить уважение верховенства закона и заложить основу для долгосрочного устойчивого мира и политической стабильности. Хотя это правда, что МУС должен ориентироваться в хрупком балансе между миром и справедливостью, сродни плаванию между Сциллой и Харибдой, опыт в Дарфуре показывает, что он мог бы сделать больше для приоритизации правосудия, особенно с точки зрения его правоприменительных механизмов. Уделение приоритетного внимание миру в Дарфуре привело к двухлетней задержке в достижении справедливости и доказало, что мир не может быть достигнут без справедливости. Поэтому именно путем приоритизации правосудия МУС может проложить путь к тому, чтобы любое потенциальное политическое соглашение было достигнуто в будущем.

Рубрики: Статьи

Обсуждение закрыто.

Карта сайта:

Контакты

© 2022 - Юридическая компания - Разработка WebSymmetry